Согласно древней китайской мысли qi было основным веществом, составляющим Вселенную, а все явления были образованы путем изменений и движения qi. Эта точка зрения сильно влияла на теорию традиционной китайской медицины. Вообще говоря, слово "qi" в традиционной китайской медицине обозначает как слизистые вещества тела человека, которые обеспечивают его жизнедеятельность, так и функциональную деятельность zang-fu органов и тканей.·
Слизистые вещества являются фундаментом функциональной деятельности. В этом смысле qi является слишком тонким, чтобы его видеть, а его существование проявляется в функциях zang-fu органов. Вся жизнедеятельность тела человека объясняется изменениями и движением qi.
Некоторые качественные термины дифференцируют qi в теле человека согласно его источнику, функции и распределению. Этими терминами являются: Yuanqi (первичное qi), Zongqi (грудное qi), Yuanqi (первичное qi) и Weiqi (защитное qi). С точки зрения своего источника они могут далее классифицироваться как врожденное qi и приобретенное qi.
Yingqi (питательное qi), которое получено из врожденной слизи и наследуется от родителей, называется врожденным qi. После рождения Zongqi, Yuanqi и Weiqi - все получены из слизи пищи и поэтому известны как приобретенное qi.
Врожденное qi и приобретенное qi зависят друг от друга в отношении своего образования и питания. Yingqi стимулирует и содействует функциональной деятельности zang-fu органов и связанных с ними тканей тела, которые в свою очередь образуют приобретенное qi. Таким образом Yingqi является материальным фундаментом для образования приобретенного qi. С другой стороны, приобретенное qi непрерывно питает и дополняет врожденное qi. Поэтому зависимость является взаимозависимой: врожденное qi стимулирует приобретенное qi, которое в свою очередь питает врожденное qi.
Qi может также описывать функциональную деятельность zang-fu органов и меридианов. Тогда это называется, например, как qi сердца, печени, легкого, селезенки, желудка, почек и меридианов.