Сердце, легкое, селезенка, печень, почки и перикард известны как шесть zang органов. Основные физиологические функции zang органов состоят в изготовлении и хранении важных веществ, включая жизненную сущность, qi, кровь и жидкость тела.
Желчный пузырь, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, мочевой пузырь и sanjiao известны как шесть fu органов. Мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь и матка известны как "чрезвычайные fu органы". Основные физиологические функции fu органов состоят в получении и переваривании пищи, передаче и выделении отходов.
Поскольку перикард является защитной оболочкой сердца, то иногда говорят о пяти zang и шести fu органах. В одиннадцатой главе "Простых вопросов" говорится: "Так называемые пять zang органов накапливают чистое существенное qi без его дренирования, и по этой причине они могут наполняться, но не могут переполняться. Шесть fu органов передают воду и пищу без их накопления, и по этой причине они могут избыточно снабжаться, но не могут наполняться". Это описание не только указывает функции zang-fu органов, но также отмечает основные физиологические различия между zang и fu органами в их физиологической функции.
Хотя zang органы отличаются от fu органов с точки зрения физиологической деятельности, существует структурная и функциональная связь с помощью меридианов и коллатералей между отдельными zang и fu органами, между zang и fu органами в совокупности и между zang-fu органами, с одной стороны, и пятью органами чувств и тканями, с другой стороны.Теория zang-fu органов рассматривает физиологические функции и патологические изменения zang и fu органов, а также их взаимозависимости. Теория была названа древними докторами "Zang Xiang". "Zang" относится к внутреннему расположению zangfu органов, а "xiang" обозначает их проявление или "изображение". Иными словами, zang-fu органы расположены внутри тела, но их физиологические активности и патологические изменения отображаются снаружи. Книга "Классифицируемая классика" Zang Джиебина (1562-1639 гг.) утверждает: "Zang-fu органы расположены внутри и проявляются снаружи, поэтому теория zang-fu органов называется Zang Xiang".
Существуют два основных аспекта теории zang-fu органов. Во-первых, изучение физиологических функций и патологических изменений zang-fu органов, тканей и их взаимозависимостей. Во-вторых, физиология и патология жизненной сущности, qi, крови и жидкости тела, а также зависимости между ними, с одной стороны, и zang-fu органами, с другой стороны.Исторические аспекты теории zang-fu органов.
Двенадцатая глава книги "Чудодейственная точка опоры" гласит: "Человек имеет рост в среднем около восьми Chi. Внешний размер тела измерим, поскольку его кожа и плоть видимы, а также можно взять его пульс в различных областях. К тому же, когда человек умирает, его тело может быть вскрыто для наблюдения. По этой причине существуют установленные стандарты, с помощью которых мы определяем твердость и жесткость zang органов, размер fu органов, количество потребляемой пищи, длину сосудов, прозрачность и мутность крови, количество qi в теле. Все эти аспекты тела человека, приведенные выше, управляются рядом установленных стандартов".
К тому же, существует несколько описаний в четырнадцатой, тридцать первой и.· тридцать второй главах "Чудодейственной· точки опоры", а также некоторые описания в "Классике по медицинским проблемам". Поэтому можно видеть, что практика анатомии в Китае возникла до христианской эры. Все это является необходимой основой формирования zang-fu теории.